Тема конкурса 2019

«Это начало» или виртуальный гений

“Здесь божество, повелевающее выйти кристаллам в другую форму существования. Здесь чудо...”

Казимир Малевич

Обращение к термину «инновации» в разговоре об искусстве представляется своего рода оксюмороном, ведь во все времена художники были визионерами, которым было дано заглянуть в будущее и задуматься над актуальными вопросами меняющегося настоящего. Художники часто находятся у истоков появления новых технологий, но это очарование технологией – не что иное, как поиск чуда и способов его достижения. «Инновационность» искусства, скорее, состоит в том, что оно предлагает другие – отличные от философии и точных наук – способы познания мира и инструменты конструирования новой реальности. Сегодня формируется новая форма человеческого существования, новая метафорическая картина мира – сеть. Как пишет Кевин Келли, «Сплетая нервы из стекла, меди и воздушных радиоволн, наш биологический вид начал связывать все регионы, все процессы, всех людей, все артефакты, все сенсоры, все факты и понятия в огромную сеть невообразимой ранее сложности. Из этой эмбриональной сети вырос объединенный интерфейс для нашей цивилизации — чувствующий, когнитивный аппарат с возможностями, превзошедшими все предыдущие ожидания. Это мегаизобретение, этот организм, эта машина становится неотъемлемой частью нашей идентичности. Это огромное нечто позволяет думать по-новому и формирует новый разум для старого биологического вида. Это Начало».Наука проникла в глубины, которые уже сложно осознать, обращаясь к реальности только через человеческое мышление. Квантовая механика входит в противоречие с материализмом и открывает широкое поле возможностей для пересмотра устоявшихся философских концепций. Уже нельзя рассматривать мир с точки зрения непреложных законов природы – скорее это хаос, открывающий бесконечное пространство возможностей. В этой ситуации сам бог является лишь контингентным эффектом хаоса и допускается возможность, что он еще не существует (К. Мейясу), а значит дихотомия «жизнь vs. смерть» – не актуальна. Альтернативным науке видом рациональности является искусство. Именно ему под силу перешагнуть границы восприятия реальности, т.е. того, что может быть наблюдаемо физически. Искусство предлагает иной способ познания — познание методом вчувствования. Вновь задавая вечные вопросы о человеческой природе, оно предлагает решать их посредством перешагивания экстремальных порогов восприятия. Сам акт видения превращается в интеллектуальный опыт, а границы видения расширяются за счет подключения прочих органов чувств – слуха, осязания и др. Сегодня искусство исследует новую мифологию отношениий людей в пространстве и времени и преодоление тягот формы и реальности. Использование новых технологий здесь – не самоцель, а способ сгенерировать универсальное повествование о месте человека в мире коллективных фантазий и призрачных фактов через синтез разных сфер науки, истории, искусства, народных легенд и документальных исследований. Такой подход кажется наиболее инновационным на сегодняшний день. Для актуального искусства этот жанр — уникальная возможность поставить под вопрос правдивость видимого и транслируемого и деконструировать сложившиеся исторические парадигмы. Такой способ познания мира, основанный не на закономерностях и концепциях, а на интуиции, возможен в ситуации замедления темпа жизни и фиксации на определенном моменте (что особенно актуально в нашей ситуации дефицита времени и внимания). Таким образом, художник сегодня – это создатель нового типа бесконечного чувствования и памяти. Он одновременно может сделать видимыми актуальные процессы современности и создавать универсальное повествование о месте человека в мире. Актуальные произведения искусства исследуют новые отношения между человеком и звуком, человеком и текстом, человеком и светом; соотношения между видимым и слышимым, знаком и телом; проекты, в которых действия и события оказываются вплетенными в тайны природы, а мир социальных взаимодействий собран, соткан, обрамлен и преобразован нашими (эмоциональными) отношениями с материальными объектами. Произведение должно обладать оригинальной технологической структурой, быть отражением времени не по новизне технического аппарата, а по соразмерности описания времени через создание изображения – не технологические эффекты, а аффектация самой реальности, соединение с ней. Ключевой критерий – эмоциональный, чувственный опыт, который предлагается пережить зрителю – опыт, трансформирующий человека и его представления/отношения с миром.

Куратор

Ольга Шишко

Искусствовед, специалист в области искусства новых технологиий, руководитель отдела новых Медиа в ГМИИ им. А.С.Пушкина